Интернет-магазин

..
12 - 14 ноября 2008 г. Липецк

Итоговая резолюция

Участники традиционного Всероссийского форума, представляющие федеральные исполнительные и законодательные органы, администрации субъектов Российской Федерации, предприятия и организации различных секторов экономики высшие учебные заведения и общественные объединения, в том числе Всероссийскую политическую партию «Единая Россия», Всероссийскую организацию качества, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Союз машиностроителей России, Академию проблем качества и ряд других организаций, обсудили актуальные проблемы качества во всех секторах экономики и общественной жизни.

В последнее время мы гордимся тем, что Россия восстанавливает свои позиции на мировой арене как государство мощное, интенсивно развивающееся, способное отстаивать свои интересы, с честью выходить из любых испытаний. Но нам необходимо совершенствоваться, чтобы быть способными выпускать лучшую в мире продукцию, готовить лучших в мире специалистов и лучшие научные кадры, а главное − обеспечивать своим гражданам высокое качество жизни! Качество и совершенство взаимосвязаны! Эти понятия неразделимы!

Форум проходил под девизом «Лучший опыт - для лучшей жизни!», поскольку достижение высокого качества продукции и услуг невозможно без накопления лучшего опыта и передачи его новому трудовому поколению, без обмена лучшими практиками между предприятиями и организациями. На форуме основное внимание было уделено практике достижения высокого качества продукции и услуг в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в области образования, здравоохранения, в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве и торговле. На основе анализа практики сделаны следующие обобщения и выводы.

1. Участники форума отметили, что фактор качества становится все более значимым для нашей страны, провозгласившей главной целью своих долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ обеспечение достойного качества жизни всем гражданам.
Это предполагает надлежащее качество продукции и услуг, в том числе продуктов питания и питьевой воды, высокое качество образования и оказания медицинской помощи населению, экологическое благополучие, обеспеченность жильём, высокую степень безопасности для человека и окружающей среды.

Совершенствование управления на основе менеджмента качества в условиях экономического кризиса — это жизненно необходимое для страны мероприятие общегосударственной важности. Следует добиться, чтобы этой идеологии и методологии совершенствования управления была привержена вся вертикаль управления — от мастеров, начальников отделов и смен предприятий и организаций до структур Правительства России. Курс на качество способен внести серьёзный вклад в экономику страны, поскольку качество − это снижение затрат в производстве, экономия сырья, материалов, энергии и, в конечном счете, серьёзный вклад в обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг.

Кроме того, качество − категории, связанные не только с экономикой, но и с нравственным здоровьем общества. Обращение к качеству открывает дорогу развитию таких черт как добросовестность, уважение к мастерству и трудолюбию, пробуждает рабочую совесть и гордость за честь своего предприятия и за честь страны. Как отмечали многие участники форума, идеи качества и совершенства способны объединить людей, придерживающихся самых разных политических взглядов и консолидировать общество. В этом смысле они могут сыграть роль определяющих направлений развития и даже идеологии для всего общества.

Таким образом, мы имеем дело с комплексной проблемой, решить которую возможно только в том случае, если будет выработана национальная политика в области качества, способная привести в систему отдельные, разрозненные программы и мероприятия, связанные с качеством выпускаемой продукции, качеством предоставляемых услуг, что в конечном итоге определяет их конкурентоспособность на мировом рынке, качество жизни в стране, что определяет конкурентоспособность страны в целом. Она должна быть принята на федеральном уровне государственной власти и распространяться как на регионы, так и на отдельные предприятия и организации. Это позволит целенаправленно выбирать приоритеты и должным образом перераспределять средства.

В настоящее время рядом государственных и общественных организаций предпринята попытка разработать концепцию национальной политики России в области качества продукции и услуг. Этот документ неоднократно обсуждался в среде научно-технической общественности, менялся от редакции к редакции. Последний вариант Концепции обсужден и одобрен на заседании «круглого стола» в ТПП РФ и представлен участникам форума. Участники форума считают: представленная Концепция может служить основой для выработки национальной политики в области качества продукции и услуг, и предлагают включить её в качестве составной части «Программы социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегия – 2020).

2. По итогам секционных заседаний («круглых столов») участниками форума выделен ряд приоритетных направлений, которым должно быть уделено особое внимание со стороны гражданского общества и государства.

2.1. Защита рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции.

В настоящее время это одна из самых острых проблем, связанных с качеством продукции разных отраслей, особенно пищевой и фармацевтической промышленности. Отмечалось, что слишком медленно восстанавливается необходимый оборот нормативно-технических документов, разрушенный с принятием первой редакции федерального закона «О техническом регулировании». Не разработаны необходимые для построения системы защиты потребителя технические регламенты. Стандарты, которыми пользуется производство, в значительной степени устарели, разрабатываемые технические условия несовершенны, закладываемый в них уровень требований к качеству и безопасности продукции занижен. Не отработана система ответственности изготовителя и продавца за ненадлежащее качество продукции. Существующая система контроля, которая должна защищать рынок от попадания на него недоброкачественной и опасной продукции, избыточна и несовершенна. Так, свыше 70% судебно-арбитражных претензий контролирующих органов остаются без удовлетворения, в том время как до 80% претензий производственных предприятий к органам государственного контроля удовлетворяются. Недопустимо неприятие основополагающего рыночного принципа взаимоотношений бизнеса и контроля, при котором бизнес имеет право на все, что не запрещено, а контроль − только на то, что разрешено.

Участники форума рекомендуют: совместно с представителями ВПП «Единая Россия» и отраслевыми общественными организациями, объединениями потребителей и при участии специалистов Ростехрегулирования обратиться в федеральные структуры государственной власти с предложением организовать выборочные проверки реального состояния дел с нормативно-техническим обеспечением производства ряда основных потребительских товаров по 3-4 товарным группам (наличие документов национального уровня, стандартов профессиональных организаций и т.д., состояние библиотек нормативных документов на производстве, знание работниками требований нормативных документов) для установления того, насколько соблюдаются в производстве установленные нормы и правила, как действующие формы контроля обеспечивают защиту потребителя от попадания на рынок товаров заниженного качества. Результаты проверок и анализа опубликовать в федеральных и региональных СМИ. В дальнейшем принять рекомендации по исправлению существующей ситуации. О результатах сообщить на следующем ежегодном форуме – ВДК 2009.

Участники форума считают полезным и рекомендуют: организаторам конкурсных программ по качеству продукции и услуг проводить экспертизу документов, по которым выпускается представленный на конкурс товар, с участием квалифицированных экспертов.

2.2. Внедрение систем менеджмента качества и интегрированных систем управления на промышленных предприятиях, в том числе малого и среднего бизнес.

Участники форума отмечают, что создание эффективных систем управления, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента качества на основе международных стандартов серии 9000, является для предприятий залогом их устойчивого и конкурентоспособного положения на рынке, а для управляющих структур на государственном, региональном, отраслевом уровне − методологией постоянного и системного улучшения деятельности, особенно, когда методология менеджмента качества распространяется также на другие аспекты деятельности: создание здоровой окружающей среды (стандарты ИСО серии 14000), охрану труда (сиcтема OHSAS-1800), социальная ответственность (SA 8000) и др.

Форум отметил, что эффективное внедрение и реализация федеральных региональных, муниципальных целевых программ реформирования и модернизации ЖКХ невозможны без совершенствования систем управления этой сферой, внедрения инновационных решений имеющихся проблем, создания прикладных программ повышения квалификации кадров.

Однако процесс создания таких систем на предприятиях и в организациях России осложнён многими проблемами и нередко превращается в процедуру формальной фиксации «внедрения» соответствующего стандарта. Участники форума обратили внимание на ряд причин, которые ведут к формализации и последующей дискредитации систем менеджмента качества:

  1. Самоустранение первых лиц компаний и организаций. Руководители высшего звена не стремятся вникать в суть и смысл системного управления качеством, не желают становиться примером в обучении методам менеджмента качества и совершенствования систем управления. Как правило руководители не проявляют настойчивости в их внедрении, передоверяя это своим заместителям или руководителям среднего звена, не имеющим соответствующих полномочий для принятия решений. В то время как одно из важнейших условий успеха и мотивации сотрудников − наличие лидера, способного возглавить процесс совершенствования и перестроить структуру и методы управления предприятием (организацией) и имеющего на то соответствующие полномочия. Отсутствуют школы воспитания собственных лидеров из состава сотрудников своих предприятий и организаций, их селекция и расстановка в соответствии с их профессиональными качествами. Сдерживающим фактором на пути широкого внедрения менеджмента на основе качества в соответствии со стандартами ИСО 9000, ИСО 14000 и OHSAS 18000 является отсутствием правовой поддержки данного направления со стороны верхнего уровня власти и законодателей.
  2. Дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров на предприятиях. Это приводит к низкой культуре производства, использованию плохо обученного и не имеющего нужных навыков персонала, не способного работать в условиях действия современных систем менеджмента и выполнять требования, обеспечивающие нужное качество продукции и услуг, не мотивированные на изменения и совершенствование своей повседневной трудовой деятельности. Отсутствует командный дух работников, который вырабатывается исключительно при активном участии настоящих лидеров.
  3. Несовершенство систем сертификации, в том числе несовершенство рынка консалтинговых услуг, недостаток квалифицированных консультантов и экспертов.


Участники форума рекомендуют:
  1. Правительственным органам РФ, органам власти субъектов РФ при размещении заказов на поставку продукции для создания и поддержания государственных резервов Российской Федерации, поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны, обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения ее международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств, реализации федеральных целевых программ не только учитывать наличие сертифицированных систем менеджмента качества, как это предусмотрено Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», но и требовать предоставления свидетельства о прохождении руководителями предприятия (организации)-поставщика курса обучения методам менеджмента качества;
  2. В соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установить дополнительное требование к участникам размещения заказов: при размещении заказа на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд желательно предоставлять сертификат или само декларируемое заявление о соответствии системы экологического менеджмента их организации требованиям международного стандарта ISO 14001;
  3. Всероссийской организации качества совместно с ВПП «Единая Россия», отраслевыми общественными организациями и объединениями при участии Министерства образования и науки РФ подготовить предложения по проекту государственной программы по улучшению качества подготовки кадров для работы в промышленности и сфере услуг, которая, в частности, должна предусматривать подготовку специалистов по организации и обеспечению производства конкурентоспособной, качественной продукции, обучение работников всех отраслей на всех уровнях производственных процессов основам менеджмента качества, созданию систем выращивания лидеров из состава собственных сотрудников, накоплению и передачи знаний, развитию школ мастеров и наставничества, обеспечению преемственности знаний новым поколениями сотрудников, а также развитие сети профессионально-технических учебных заведений, в программы которых должно входить знакомство с основами менеджмента качества. В указанной комплексной программе должны быть предусмотрены действия по повышению социального статуса ученых и инженерно-технических работников производственной сферы и профессорско-преподавательского состава учебных заведений, обеспечивающих перспективное развитие производства и повышение качества продукции и услуг. Кроме того, программа должна содержать меры по привлечению средств массовой информации к пропаганде знаний и передового опыта в области качества.
  4. Федеральные и региональные органы государственной власти для оказания помощи предприятиям по внедрению систем менеджмента качества и совершенствования, а также в целях повышения эффективности этих систем должны способствовать обучению специалистов инновационным методам совершенствования, организации обмена лучшим опытом, поощрению лучших сотрудников, рабочих, инженеров, служащих, специалистов.
  5. Целесообразно также в целях стимулирования работ по внедрению систем менеджмента качества и совершенствования управления на малых предприятиях изыскивать средства для компенсации части расходов этих предприятий на консультационные услуги в этой области.
2.3. Качество образования и подготовки кадров

Участники форума считают, что при рассмотрении вопросов повышения качества образования до сих пор основное внимание уделялось высшей школе, где создавались системы качества, вводились новые дисциплины и т. д. Это, безусловно, важное и нужное направление работы, которое по-прежнему требует внимания.

Однако в современном мире наряду с качеством образования всё большее значение приобретает качество самого человека как творца качества жизни. Для формирования качества человека определяющее значение имеет действующая в стране система школьного образования и воспитания, в которой формируется мировоззрение будущего гражданина, прививаются первые навыки общественной жизни. Именно на начальном этапе обучения человек учится работать и отвечать за то, что делает.

Действующие сегодня школьные программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся как можно больший (порой избыточный) объём знаний и не оставляют места образовательным учреждениям для работы по формированию личности, в результате чего человек выходит в жизнь, лишенным многих полезных навыков, в частности, не ознакомленным с правами и правилами потребителей, не подготовленным к систематическому труду для собственного блага и блага общества, а значит и к восприятию идей качества, необходимости собственного совершенствования.

Участники форума рекомендуют Всероссийской организации качества совместно с ВПП «Единая Россия» войти в контакт с Министерством образования и науки РФ для проведения совместной конференции по данной проблеме, где рассмотреть возможность изменения программ подготовки и учащихся, и педагогов с тем, чтобы в процессе реформирования школьного образования не упустить из виду вопросы воспитания у будущих граждан России культуры качества.

2.4. Здравоохранение и повышение качества медицинской помощи

Участники форума отметили, что охрана здоровья населения — это важнейшая функция государства, представляющая собой систему политических, правовых, социальных, экономических, экологических, организационных, санитарно-противоэпидемических, медицинских и других мер, обеспечивающих государственную безопасность страны, сохранение и преумножение трудового потенциала общества, как основы производительных сил и качества жизни населения.

Реализуемый национальный проект «Здоровье» уже принес свои плоды, однако сфера оказания медицинских услуг столько времени находилась в небрежении, что наведение порядка в ней и преобразование в современную отрасль народного хозяйства займет еще немало времени и требует широкого участия и поддержки со стороны общества.

Учитывая это, Комиссия по здравоохранению Общественной палаты Российской Федерации с участием группы независимых экспертов из Комитета по качеству медицинской помощи ВОК в инициативном порядке разработала проект Концепции охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения в Российской Федерации на 2009 — 2020 гг.

Ознакомившись с основными идеями проекта, участники совещания отметили его ценность, как практического руководства для построения действенной системы охраны здоровья населения и повышения качества медицинской помощи.

Основными приоритетами, согласно Концепции, в частности, являются:
  • развитие единой государственной системы здравоохранения, предусматривающей сохранение накопленного опыта здравоохранения России и зарубежных стран, что не препятствует развитию других форм оказания медицинской помощи населению контролируемых государством;
  • обеспечение населения доступной, своевременной и качественной медицинской помощью;
  • поэтапное достижение уровня государственного финансирования здравоохранения не ниже 7% ВВП;
  • развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению;
  • развитие отечественного производства лекарственных средств, диагностического и лечебного оборудования;
  • совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы для эффективной работы системы здравоохранения и охраны здоровья населения;
  • повышение уровня образованности населения по вопросам ведения здорового образа жизни и профилактики заболеваний и др.


Участники форума рекомендуют: ВОК при поддержке ВПП «Единая Россия» подготовить и направить в Минздравсоцразвития РФ обращение в поддержку данной концепции с просьбой ускорить рассмотрение и принятие решений по использованию содержащихся в ней идей и практических рекомендаций.

3. О конкурсных программах по качеству.

В настоящее время в России действует ряд конкурсных программ, которые проводятся на регулярной основе. Наибольшим авторитетом пользуются программы:
  • Премии Правительства Российской Федерации в области качества;
  • Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг» (утверждена решением Совета глав правительств-участников СНГ);
  • Премия им. И.А. Ильина;
  • «Качество управления»;
  • «Российское качество»;
  • «Российский лидер качества»;
  • «100 лучших товаров России»;
  • «Всероссийская марка. III тысячелетие. Знак качества XXI века»;
  • «Покупайте российское»;
  • «Лучший менеджер по качеству».

Кроме того, существуют различные отраслевые и региональные премии. Участники форума отмечали положительную роль званий и премий, присуждаемых на конкурсной основе, которые позволяют выявлять лидеров качества среди российских предприятий и организаций, выделять из общей массы лучшие, конкурентоспособные товары. Однако, как показывает мониторинг, проводимый программой «100 лучших товаров России», в конкурсах из года в год участвуют в основном одни и те же предприятия, прирост числа участников наблюдается только там, где соревнуются товары, а не предприятия.

Это тревожный сигнал, который свидетельствует о том, что движение к качеству слишком медленно распространяется по стране, что промышленность больше занята либо количественным ростом, либо проблемами выживания.

Также отмечена значимость сертификации в сфере ЖКХ, как основного способа подтверждения соответствия, регламентированного действующим законодательством, целью которого является повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.

Одобрен имеющийся опыт внедрения систем менеджмента качества на предприятиях ЖКХ и необходимость его широкого распространения в отрасли.

Участники форума, считая конкурсные программы действенным средством мотивации российских предприятий и организаций в повышении качества производимых товаров и предоставляемых услуг, рекомендуют региональным отделениям ВОК совместно с региональными отделениями ВПП «Единая Россия», с привлечением специалистов и экспертов Академии проблем качества, консалтинговых фирм и центров сертификации шире пропагандировать проводимые конкурсы. Целесообразно подготовить информационные материалы, которые могли бы разъяснить, чем один конкурс отличается от другого, выстроить их иерархию от простого к сложному, чтобы дать возможность предприятиям пробовать свои силы, постепенно усложняя задачи.

ВОК совместно с ВПП «Единая Россия» войти в контакт с руководителями федеральных средств массовой информации для разработки совместных мероприятий по пропаганде опыта работы организаций — победителей всероссийских конкурсов и СНГ.

4. Большой интерес участников форума вызвала информация о международных связях российских общественных организаций по качеству, в первую очередь ВОК, с аналогичными организациями за рубежом. Участие в таких мероприятиях, как Конгресс Европейской организации качества, крупные международные конференции, проводимые национальными организациями (Американским обществом качества, Украинской ассоциацией качества и другими) даёт возможность получения из первых рук самой новой информации по теории и практике менеджмента качества и совершенствования. Членство ВОК и её представителей в Европейском фонде качества (EFQM), Глобальной сети бенчмаркинга (GBN), в Международном альянсе по качеству, секретариат которого в 2008-2010 гг. будет вести Россия, и других международных и региональных организациях позволяет представителям российской промышленности, сферы услуг и управления принимать участие в престижных конкурсах, таких, например, как Европейская премия по качеству, что способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, формированию положительного имиджа России на мировом рынке.

Международные связи позволяют привлекать к распространению в России новейших знаний о качестве ведущих ученых и экспертов из Европы, Азии, Америки. Уже несколько лет подряд начало форума, посвященного Всемирному дню качества, предваряет семинар ведущих специалистов и практиков в области качества и совершенствования.

Участники форума рекомендуют активизировать деятельность по обмену лучшими практиками менеджмента качества и совершенствования бизнеса с передовыми российскими и зарубежными предприятиями, а также развивать сотрудничество с международными и региональными организациями качества в Европе, Америке и Азии.

Подводя итог, участники Всероссийского форума, посвященного Всемирному дню качества и Европейской неделе качества отмечают, что в современных условиях, когда весь мир охвачен финансовым кризисом, во весь рост встает проблема устойчивости экономики. Одной из опор сохранения и устойчивого развития каждой организации и предприятия, а следовательно и страны в целом, является качество и совершенствование во всей сферах деятельности российского общества: в управлении и планировании, в организации производства и в выборе поставщиков и партнеров, в подготовке кадров и сохранении опытного персонала. Участники форума считают, что участие Всероссийской политической партии «Единая Россия» в подобных конференциях, начиная с нынешней, придаст мощный импульс развитию идей качества и совершенствования во всех регионах страны, что является жизненно необходимым для Российского общества и государства.

Для преемственности идей качества и совершенствования Всероссийская организация качества и Всероссийская политическая партия «Единая Россия» приняли решение учредить переходящее знамя ежегодно проводимого Всероссийского форума, посвященного Всемирному дню качества и Европейской неделе качества с лозунгом «Лучший опыт – для лучшей жизни!». Это знамя будет передаваться из региона в регион, где ежегодно будут проводиться подобные конференции, оно будет служить символом движения за качество нашего отечества.

Все, что строится, производится, выращивается должно делаться так, чтобы не был зря потрачен труд, энергия и материалы, чтобы потомкам оставалась ухоженная, прибранная, богатая страна.