Иван Ильин

Иван Александрович Ильин
ИЛЬИН Иван Александрович — выдающийся русский философ и публицист. Идеи мыслителя о качественном развитии всех сторон российской жизни..., изложенные им в статье «Спасение в качестве», и сегодня актуальны и ценны.


Электронная газета Quality News

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес:
  

Электронная газета Quality News – Ваш друг и помощник, который еженедельно сообщает Вам только самые качественные новости и помогает Вам экономить деньги, экономя Ваше время!

г. Ульяновск, Ульяновская область
12-14 ноября 2014

Новости

19.12.2014
Резолюция Форума «Лучший опыт – для лучшей жизни!»

РЕЗОЛЮЦИЯ

Всероссийского форума,
посвященного Всемирному Дню качества и Европейской неделе качества,
состоявшегося 13-14 ноября 2014 года в г. Ульяновске

Всероссийский форум организован Всероссийской организацией качества, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Правительством Ульяновской области, журналом «Стандарты и качество», Ульяновским ЦСМ, рядом других организаций. В его работе на пленарном заседании и на «круглых столах» приняли участие свыше 500 представителей предприятий и организаций, органов власти и общественных объединений, специалистов по управлению качеством.

Форум проходит в сложных условиях обострения международной обстановки, введением странами Запада экономических санкций против России.

Участники форума обсудили актуальные проблемы качества в отраслях экономики и сферах общественной жизни, подвели итоги выполнения резолюции предыдущего форума.

Представленные отчеты местных отделений Всероссийской организации качества (ВОК) показали, что на местах общественные организации по вопросам качества провели большую работу по проведению идей качества в жизнь, тем самым содействовали росту конкурентоспособности продукции, импортозамещению в условиях экономических санкций против России и повышению качества жизни населения страны.

Активно работают отделения ВОК в Санкт-Петербурге, Кирове, Чувашии, Башкортостане, Бурятии, Мордовии, Волгограде, Тюмени, Ярославле и некоторых других регионах.

Региональные и отраслевые отделения, комитеты ВОК, Академии проблем качества (АПК), а также Комитет ТПП РФ по качеству, Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, тесно взаимодействуя с администрациями регионов и руководителями предприятий, проводят большую системную работу по качеству, вносят реальный научно-практический вклад в создание новых видов продукции и технологий производства, осуществляют непрерывное обучение специалистов, распространяют отечественный и зарубежный опыт повышения качества товаров и услуг.

Проведено широкое обсуждение проекта Федерального закона «О стандартизации в России», внесены предложения по совершенствованию содержания и порядку внедрения технических регламентов Таможенного союза.

Эксперты ВОК активно участвовали в обсуждении законопроекта «О промышленной политике в Российской Федерации».

Общественными организациями осуществляется тесный контакт с государственными органами, — в первую очередь, с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством образования и науки РФ, с другими федеральными органами исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, Российской Академии наук, со многими НИИ и вузами страны, — в решении актуальных проблем качества в машиностроении, оборонно-промышленном комплексе, металлургии, энергетике, агропромышленном комплексе, информатике, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, медицине, в научных, промышленных, образовательных и социальных комплексах субъектов Федерации России.

Минпромторг России создает Роскачество — систему мониторинга и добровольной сертификации качества товаров и услуг. Основной целью Системы станет повышение качества.

Значительные работы проводились по совершенствованию деятельности саморегулирующих организаций в строительстве, внедрению стандартов безопасности и качества при возведении гражданских и промышленных объектов.

Оказана научно-методическая помощь учреждениям высшего образования во внедрение ими современных подходов к управлению качеством образования. Сегодня свыше 100 вузов России получили сертификаты на внедренную систему менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001.

Стали традиционными конференции, посвященные проблемам качества, организуемые Московским институтом стали и сплавов, Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом, Институтом экономики, управления и права (г. Казань) и другими.

Получает развитие молодежное движение за качество, организуются конкурсы лучших работ студентов и школьников по управлению качеством, проводятся мастер-классы, эстафеты и чемпионаты по качеству.

В стране растёт понимание важности внедрения эффективных механизмов обеспечения качества продукции, работ и услуг, среди которых ключевое место занимают системы менеджмента на основе стандартов ИСО. Всё чаще наличие сертификата на систему менеджмента становится условием не только участия в конкурсах на получение соответствующего заказа, но и условием вступления в профессиональные саморегулируемые организации (СРО).

ВОК и его местные отделения проводят значительную работу по содействию во внедрении систем экологического менеджмента на базе стандартов ИСО серии 14000, широкому использованию стандартов экологической безопасности, по работе в области экологического просвещения, внедрению в промышленности, строительстве, сфере ЖКХ современных требований по эко-и энергетической эффективности.

В ряде регионов осуществляется экологическое просвещение школьников. Распространение знаний о качестве на местах осуществлялось путём организации специальных семинаров, учебно-консультационных центров и школ для специалистов; через публикацию материалов в научных изданиях и выступления в периодической печати, по радио и телевидению; через участие общественности в научно-практических конференциях и выставках.

Важные работы ведутся подразделениями ВОК и АПК в области качества здравоохранения как одной из основных задач улучшения жизни людей, решаются вопросы повышения качества диагностики состояния здоровья пациентов, практического использования разработанных рекомендаций по внедрению систем менеджмента качества в лечебно-профилактических учреждениях страны.

Силами учёных ВНИИ сертификации и других научных организаций осуществлены серьезные теоретические исследования, связанные с изучением и практической реализацией современных подходов к менеджменту качества и конкурентоспособности, устойчивому развитию в различных областях деятельности. Создана новая редакция Рекомендаций по разработке региональных программ «Качество», одобренная ВОКом, а также рекомендации по разработке целевых программ повышения качества конкретной продукции, совершенствованию контроля ее качества и безопасности, что особенно необходимо для повышения доверия потребителей к отечественной продукции в условиях современной стратегии импортозамещения. По заданию Минпромторга России ВНИИСом разработаны предложения по созданию системы подтверждения соответствия качества российской продукции повышенным требованиям, в соответствии с которыми Минпромторгом России создаётся государственная система мониторинга и добровольной сертификации качества товаров и услуг и, как следствие, доверия потребителя к отечественной продукции.

ВОК и АПК продолжались проведение ряда конкурсных программ, в первую очередь на соискание премии Правительства РФ по качеству, «100 лучших товаров России». ВОК совместно со своими зарубежными партнерами проводит серию школ-семинаров по продвижению программ «бережливое производство» и «20 ключей».

ВОК и АПК проводят широкую международную деятельность путем участия в работе ЕОК, АТОК, конкурсах ЕФУК, международной гильдии профессионалов качества, что способствует использованию международного передового опыта по качеству. 1-й вице-президент ВОК избран Президентом Азиатской организации качества (ANQ).

Улучшена пропаганда опыта работы организаций и регионов по качеству журналами издательства РИА «Стандарты и качество», региональными средствами массовой информации.

Вместе с тем, в выступлениях участников Форума звучала тревога за положение дел с качеством в стране в целом: конкурентоспособность продукции и услуг российских предприятий и организаций повышается медленно, импортозамещение промышленных и сельскохозяйственных товаров также осуществляется недостаточными темпами. В России практически исчезла конкурентоспособная легкая, электронная и радио-промышленности, слабо внедряются передовые технологии, композитные материалы. В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с продукцией низкого качества, контрафактным продовольствием и подделками лекарственных средств, браком в строительстве, нарушением правил безопасности на транспорте.

На проведённом по инициативе Комитета ТПП РФ по качеству продукции круглом столе отмечалось, что многие органы по сертификации систем менеджмента качества выдают сертификаты соответствия международным стандартам по менеджменту с грубыми нарушениями регламентированных правил, без каких-либо действий по оценке соответствия. Безответственная практика выдачи «липовых» сертификатов стала одной из главных причин низкого авторитета сертификатов на системы менеджмента, выдаваемых в России и потери доверия к ним со стороны зарубежных компаний. Одной из причин сложившегося положения является отсутствие в числе функций, закреплённых за Росаккредитацией, контроля деятельности органов по сертификации систем менеджмента, аккредитованных внутри Систем добровольной сертификации.

Современное понятие качества включает в себя все этапы жизненного цикла продукции - от проектирования до эксплуатации изделий и производственных систем. Очень важно добиться добротного проектирования и строительства сооружений, качества изготовления сложнейшей техники, ее грамотной эксплуатации, использования при этом современных информационных технологий. Это касается как промышленной продукции, энергетических установок и систем, так и объектов жилищно-коммунального хозяйства, где недопустимо высок уровень морального и физически устаревшего оборудования. Предстоит многое сделать, чтобы поднять на уровень современных требований качество медицинской помощи и образования.

В ряде выступлений участников форума отмечалось, что, несмотря на все принимаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации меры в оборонно-промышленном комплексе, полностью не удалось преодолеть последствия кризиса, в том числе и негативные тенденции снижения качества вооружения, военной и специализированной техники (ВВСТ), поставляемых как в рамках государственного оборонного заказа, так и на экспорт.

Участники пленарного заседания и круглого стола по качеству промышленности проявили крайнюю озабоченность состоянием квалификации кадров предприятий (организаций) ОПК. Во-первых, медленно идёт восстановление системы профессионально-технического обучения рабочих кадров. Во-вторых, переход от подготовки специалистов по пятилетним программам к четырёхлетнему обучению бакалавров резко снизил качество подготовки инженеров, что уже в ближайшее время приведёт к катастрофической нехватке кадров в области исследований, разработки и производства сложных ВВСТ новых поколений. В-третьих, до сих пор не сформулирована система обязательной непрерывной многоуровневой подготовки, начиная от низового звена рабочих кадров, кончая переподготовкой и повышением квалификации специалистов, в том числе занятых обеспечением и контролем качества.

В выступлениях на Форуме отмечалось, что ряд рекомендаций предыдущего форума остались невыполненными. В первую очередь это относится к разработке новой редакции проекта Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг и продвижению её на законодательном уровне, пересмотру Федерального закона о защите прав юридических лиц, улучшению контрольно-надзорной деятельности.

Правление ВОК не проявило настойчивости в распространении опыта внедрения программ «Качество» в регионах и на предприятиях, в постановке вопросов по созданию научно-методического центра по проблемам качества. Вопросы реальной эффективности систем менеджмента качества, формализм их внедрения остались в стороне внимания региональных отделений ВОК и АПК.

Участники Форума рекомендуют:

1. Считать важнейшей задачей органов власти всех уровней, Всероссийской организации качества, Академии проблем качества, других общественных объединений усиление внимания проблемам качества продукции услуг в промышленном и сельскохозяйственном производстве, оборонно-промышленном комплексе, энергетике, строительстве, в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и бытового обслуживания. Практическое участие в выполнении этой задачи будет способствовать выполнению программ развития экономики и социальной сферы страны в период до 2020 года, намеченных в предвыборных выступлениях В.В. Путина и утвержденных Правительством РФ.

2. Продолжить широкую пропаганду идей качества, дальнейшее развитие форм и методов деятельности по объединению усилий ученых и специалистов в ускорении модернизации на всех направлениях производственной деятельности, улучшения качества жизни российского

общества и ее составляющих — качества воспитания и образования, качества работы предприятий и организаций, качества продукции и услуг; развивать молодёжное движение за качество.

3. Рекомендовать руководителям предприятий, органам по сертификации систем менеджмента качества использовать переходный период к новой версии стандарта ИСО 9001:2015 для анализа просчётов и недостатков действующих СМК и с учётом анализа принять необходимые меры по повышению эффективности этих систем.

4. Правлению ВОК, ВНИИСу совместно с администрацией субъектов Российской Федерации провести широкую организационную и разъяснительную работу по разработке (совершенствованию) региональных программ «Качество» и целевых программ повышения качества конкретной продукции на базе разработанных ВНИИсертификации рекомендаций, учитывающих факторы модернизации производства и импортозамещение.

При разработке и осуществлении программ «Качество»:

  • шире использовать возможности региональной инфраструктуры, научно-технический, организационно-экономический и информационный потенциал для осуществления целевых программ повышения технического уровня и качества важнейших видов продукции;
  • совместно с обществами по защите прав потребителей предусмотреть мероприятия по защите потребительского рынка от опасной и фальсифицированной продукции, мониторингу и анализу качества и безопасности пищевой продукции;
  • организацию советов руководителей служб качества предприятий, центров качества в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве.

5. Принять энергичные меры по продвижению проекта Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг через органы законодательной власти, ускорению разработки.

6. Комитету ТПП РФ по качеству продукции, Комитету РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия совместно с Росаккредитацией и Росстандартом подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 г. №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» с целью установления обязательной аккредитации органов по сертификации систем менеджмента в рамках национальной системы аккредитации.

7. Учитывая, что добровольная сертификация продукции и услуг рассчитана на высокий уровень требований к качеству, способствует защите потребителей от контрафакта и фальсификации, рекомендовать торговым организациям при заключении контрактов запрашивать у поставщиков сертификаты соответствия в системах добровольной сертификации продукции.

8. Рекомендовать ВОК, АПК, Комитету ТПП России по качеству продукции, Комитету РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценки соответствия обратиться в Государственную Думу с предложениями по пересмотру Федерального закона о защите прав юридических лиц (№294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.), касающихся проверок безопасности и качества товаров народного потребления, в первую очередь, — продуктов питания.

9. Просить Росстандарт:

  • ускорить пересмотр системы стандартов вооружений и военной техники
  • создать научно-методический центр по проблемам качества (возможно на базе ВНИИС), которому поручить оказание помощи предприятиям, организациям и регионам в применении высокоэффективных методов улучшения качества продукции и услуг, обеспечение их соответствующими методическими материалами;
  • ввести задачи по методическому обеспечению разработки и осуществления региональных программ «Качество» в Уставы центров стандартизации, метрологии и испытаний.

10. Форум выражает обеспокоенность:

  • задержкой принятия технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий сооружений, строительных материалов и изделий».
  • медленными темпами пересмотра и актуализации фонда документов по стандартизации оборонной продукции, создания системы контроля качества в оборонно-промышленном комплексе, в первую очередь на предприятиях ракетно-космической промышленности.

11. Минобрнауки России, Минпромторгу России, Минобороны России, Росстандарту:

  • внести в Правительство Российской Федерации предложение по системе подготовки инженеров высокотехнологичных отраслей промышленности на базе 5,0—5,5-летнего срока обучения;
  • формировать ежегодный государственный заказ по подготовке специалистов на основе мониторинга текущих и перспективных потребностей предприятий и организаций высокотехнологичных отраслей;
  • подготовить предложения по введению государственной аккредитации организаций дополнительного профессионального образования, реализующих программы повышения квалификации и переподготовки кадров для высокотехнологичных отраслей.

12. Рекомендовать обществам (союзам) по защите прав потребителей активизировать общественный контроль за качеством продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) в рамках Таможенного союза.

12. Правлению ВОК и президиуму Академии проблем качества шире использовать опыт зарубежных стан, в первую очередь СНГ, в организации массового движения за качество. Разработать мероприятия по развитию сотрудничества в области качества в рамках единого экономического пространства, Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России с соответствующими общественными структурами этих стран.

13. Состоявшиеся в рамках Форума «круглые столы» приняли рекомендации, которые считать составной частью Резолюции.

14.Следующий форум, посвященный Всемирному Дню качества и Европейской неделе качества ВДК-2015, провести в Самаре.

Форум выражает благодарность и признательность губернатору Ульяновской области С.И. Морозову, аппарату Правительства области, ЗАО «АВИАСТАР-СП», ОАО «УАЗ», ФБУ «Ульяновский ЦСМ» за содействие в организации Форума и гостеприимство.

Президент Всероссийской организации качества                                                       Г.П. ВОРОНИН


ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Рекомендации круглого стола «Качество государственного и муниципального управления» >>>

2. Рекомендации круглого стола «Качество в здравоохранении» >>>

3. Рекомендации круглого стола «Обеспечение качества образования: лучшие отечественные и зарубежные практики» >>>

4. Рекомендации круглого стола «Качество в строительной сфере» >>>

5. Рекомендации круглого стола «Экология. Безопасность. Жизнь» >>>


Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ
 РЕКОМЕНДАЦИИ

круглого стола на тему:

«Качество государственного и муниципального управления»,
проведённого в рамках Всероссийского форума
«Лучший опыт – для лучшей жизни!»

(г. Ульяновск 14 ноября 2014 г.)

По результатам проведения 14.11.2014 тематического круглого стола «Качество государственного и муниципального управления» (модератор – Белобрагин Виктор Яковлевич – член президиума Академии проблем качества, главный научный сотрудник ВНИИС, профессор), проводимого в рамках Всероссийского форума «Лучший опыт – для лучшей жизни!», сформированы следующие предложения.

1. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о соотношении понятий «государственное управление» и «государственная гражданская служба».

2. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос об инициации внесения изменений в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, предусмотрев в структуре государственных программ подпрограммы, проекты и внепроектные мероприятия.

3. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации провести эксперимент (возможно на условиях софинансирования) по внедрению в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления муниципальных образований стандартов качества управления (для органов местного самоуправления – стандарт 18091:2014 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2008 в местном самоуправлении»).


Приложение 2

Рекомендации
круглого стола на тему: «Качество в здравоохранении»

(14 ноября 2014 г., Ульяновск)

С 01 января 2012 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. Продолжается реализация региональных программ развития здравоохранения и его модернизации, развитие и оснащение лечебно-профилактических учреждений, информатизация здравоохранения, разработка порядков оказания и стандартов медицинской помощи, повышение оплаты труда медицинских работников.

Несмотря на принимаемые государством меры, добиться существенного снижения смертности от наиболее распространенных социально-значимых заболеваний пока не удается. Доступность современной и эффективной медицинской помощи для больных остается недостаточной.

Отсутствие прозрачных и действенных механизмов мониторинга и контроля качества оказания помощи населению медицинскими организациями, а также реальной ответственности перед гражданами, являются ключевыми факторами, препятствующими модернизации системы здравоохранения, повышению доступности и эффективности лечения различных заболеваний.

Заслушав и обсудив сообщения докладчиков, поддерживая положения Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», с целью повышения эффективности управления здравоохранением Ульяновской области, успешного выполнения задач по обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью участники «Круглого стола» предлагают:

1. Проект резолюции Всероссийского форума, посвящённого Всемирному Дню качества и Европейской неделе качества принять за основу.

2. Рекомендовать ВОК, АПК, Комитету ТПП России по качеству продукции, Комитету РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценки соответствия обратиться в Государственную Думу с предложениями о внесении изменений в Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при поступлении в органы государственного (муниципального надзора) фактов, касающихся проверок качества и безопасности медицинской деятельности, оборота медицинских изделий и лекарственных средств, продуктов питания, а так же информации об угрозе жизни и здоровью граждан проводить внеплановые выездные проверки без согласования с прокуратурой, без предварительного уведомления юридических лиц и ИП».

2. Обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерации с предложениями:

2.1. Учитывая оказание медицинской помощи учреждениями здравоохранения по трёхуровневой системе, внести изменения в утверждённые порядки оказания медицинской помощи в соответствии с уровнями оказания в части медицинского оборудования (оснащения) и набора помещений.

2.2. Ускорить утверждение недостающих порядков оказания медицинской помощи, стандартов и протоколов ведения больных.

2.3. Разработать методические рекомендации по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях.

Также участники круглого стола поддерживают предложение резолюции «о необходимости дальнейшей консолидации практических и научных сил, интеграции представителей практического здравоохранения, научных работников, участников системы обязательного медицинского страхования в единое профессиональное сообщество, способствующее повышению эффективности территориальной системы здравоохранения».


Приложение 3

РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола «Обеспечение качества образования: лучшие отечественные и зарубежные практики»,
проведённого в рамках Всероссийского форума
«Лучший опыт – для лучшей жизни!»

14 ноября 2014 года в рамках Всероссийского форума «Лучший опыт – для лучшей жизни!», посвящённого Всемирному дню качества и Европейской неделе качества, состоялся круглый стол «Обеспечение качества образования: лучшие отечественные и зарубежные практики», в работе которого приняли участие представители образовательных организаций Ульяновской области, г. Екатеринбурга, г. Краснодара, г. Томска.

В ходе заседания обсуждены актуальные вопросы обеспечения качества высшего и среднего профессионального образования, функционирования систем менеджмента качества в образовательных организациях, повышения качества подготовки кадров и др.

По окончании работы круглого стола были подведены общие итоги и сформулированы следующие рекомендации:

1. Рекомендовать образовательным учреждениям продолжить активную работу по совершенствованию своих систем качества вне зависимости от изменения надзорной политики государства в области качества образования и смещения акцентов в требованиях госаккредитации, считая это эффективным инструментом повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

2. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации при определении финансирования вуза ориентироваться на качество образования (востребованность выпускников, процент работающих по специальности и др.), а не на численность поступивших и обучающихся в вузе, что из-за снижения требований к абитуриенту и студенту (для сохранения подушевого финансирования) приводит к катастрофической потере качества образования.

3. Обеспечить повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений по вопросам внедрения, развития, обеспечения качества электронного сетевого обучения.

4. Расширять межвузовское взаимодействие в области обмена компетенциями, технологиями и ресурсами электронного обучения, а также в области сетевой формы реализации программ. Создавать ассоциации и сетевые организации для консолидации ресурсов.

5. Обеспечить вовлечение бизнеса в создание и экспертизу качества электронных образовательных ресурсов.

6. Рекомендовать Всероссийской организации качества способствовать деятельности центров сертификации IT-компетентности преподавательского состава образовательных учреждений всех уровней.

7. Рекомендовать образовательным организациям дошкольного, среднего и высшего образования, профессиональным образовательным организациям, общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования принимать участие в молодежных движениях направленных на повышение качества образования, жизни, деловое совершенствование и устойчивое развитие личности, в частности в мероприятиях «Национального молодежного проекта – Эстафета качества», реализуемого Всероссийской организацией качества.


Приложение 4

РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола «Качество в строительной сфере»,
проведенного в рамках Всероссийского форума
«Лучший опыт – для лучшей жизни!»,
посвященного Всемирному дню качества и Европейской неделе качества.

г.Ульяновск 14 ноября 2014г.

14 ноября 2014 года в г.Ульяновск в рамках Всероссийского форума «Лучший опыт – для лучшей жизни!» состоялось заседание Круглого стола «Качество в строительной сфере», посвященного Всемирному дню качества и Европейской неделе качества.

Вели заседание заместитель министра по строительству и архитектуре Ульяновской области О.А.Гришин и председатель Межотраслевого совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительном комплексе С.В.Пугачев.

В заседании приняли участие более 40 специалистов и экспертов, в т.ч. представители министерства по строительству и архитектуре Ульяновской области, органов госстройнадзора и госэкспертизы Ульяновской области, национальных объединений строителей, проектировщиков, Российского союза строителей, строительных и проектных организаций, предприятий-производителей строительных изделий и материалов, саморегулируемых организаций в области строительства, профильных высших учебных заведений и ведущих научно-исследовательских институтов в области строительства.

Участники Круглого стола обсудили вопросы законодательного и нормативно-правового обеспечения качества в строительстве, а также необходимость координации и взаимоувязки нормативно-технических документов в сфере строительства.

Участники Круглого стола в ходе обсуждения обратили внимание на необходимость комплексного обеспечения качества на всех стадиях строительства: от формирования технических заданий и конкурсной документации – до сдачи объекта и обеспечения его эксплуатации, включая вопросы реального внедрения в строительстве систем менеджмента качества, повышения энергоэффективности зданий и сооружений, реализации идеологии «зеленого» строительства». В выступлениях были положительно отмечены результаты работы национальных объединений в области строительства по разработке стандартов на правила производства работ и методы контроля за их проведением и результатами, а также нормативных документов в области повышения энергоэффективности зданий и сооружений, оценки соответствия и рейтинговой оценки зданий и сооружений.

Заслушав и обсудив сообщения о состоянии дел и существующих проблемах в области обеспечения качества и безопасности в строительстве и предложениях по их решению участники Круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:

1. В области законодательного обеспечения:

1.1. Отметить актуальность принятия Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Просить Президиум Всероссийской организации качества (ВОК) направить в Государственную Думу Российской Федерации обращение в поддержку указанного законопроекта.

1.2. Поддержать разработку федерального закона о подрядных торгах в строительстве, предусматривающего отказ от процедуры электронного аукциона и прохождение строительными организациями предквалификации.

2. Уполномоченным органам Евразийской экономической Комиссии:

2.1. Ускорить работы по согласованию и утверждению Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».

При разработке Концепции технического регламента ТС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» учесть заключение представителей бизнес-диалога стран Таможенного союза (протокол рабочего совещания от 18.06.2014г.).

2.2. Поддержать предложения РСПП по внесению изменений в Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента ТС в части сокращения административных процедур и привлечения на системной основе представителей экспертного сообщества к разработке и актуализации технических регламентов ТС, а также соответствующих документов, необходимых для их внедрения, в том числе на стадии переходного периода.

2.3. При разработке проектов решений Коллегии ЕЭК о порядке введения в действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» предусмотреть разработку Порядка определения существенных требований к строительным материалам и изделиям.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с привлечением заинтересованных сторон:

3.1. Продолжить работу по формированию комплексной взаимоувязанной системы нормирования в строительстве по всем аспектам, обеспечивающим качество объектов капитального строительства, включая доказательную базу российского «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». При формировании указанной комплексной системы нормирования в строительстве предусмотреть возможность согласования устанавливаемых требований в области механической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований и др.

3.2. Ускорить принятие новой редакции Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ранее утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 1047-р.

3.3. Продолжить работу по реализации в установленные сроки утвержденных:

  • Программы гармонизации российских и европейских норм в области строительства;
  • Программы разработки нормативных документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений.

3.4. В целях обеспечения безопасности и качества строительства, обеспечения нормативной поддержки Приказа Минрегиона России от 30.12.2009г. № 624, а также реализации потенциала саморегулируемых организаций предлагается поддержать применение централизованно разработанных национальными объединениями в области строительства стандартов на правила производства работ и методы контроля за их проведением и результатами и направить методические разъяснения для региональных органов исполнительной власти по вопросам применения стандартов СРО в градостроительной деятельности.

3.5. В целях обеспечения работ по страхованию строительно-монтажных рисков пересмотреть «Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ», установленную приказом Минстроя от 16 июня 2014 года №294/пр.

4. Органам исполнительной власти субъектов РФ и национальным объединениям проектировщиков, строителей и изыскателей:

4.1. Продолжить практику заключения соглашений о сотрудничестве с национальными объединениями в области строительства.

4.2. В целях практической реализации соглашений о сотрудничестве между субъектами РФ и национальными объединениями проектировщиков, строителей и изыскателей разработать и принять планы по их реализации, направленные на обеспечение качества и безопасности в строительстве и включающие мероприятия по созданию организационных условий для реализации Соглашений, разработку и принятие распорядительных документов органов исполнительной власти субъектов РФ по применению стандартов национальных объединений (СРО) на объектах государственного заказа и т.д.

При разработке распорядительных документов учесть положительный опыт Москвы, Санкт-Петербурга и Республики Башкортостан.

5. Участникам инвестиционно-строительной деятельности:

5.1. Применять стандарты национальных объединений в области строительства в качестве нормативного обеспечения качества и безопасности при разработке проектной и рабочей документации, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.

5.2. Провести необходимые мероприятия по созданию и внедрению систем менеджмента качества, а также их сертификации на соответствие требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ ИСО 9001-2011.


Приложение 5

Резолюция
круглого стола «Экология. Безопасность. Жизнь»
в рамках Всероссийского форума «Лучший опыт – для лучшей жизни!»

(г. Ульяновск, 14 ноября 2014 г.)

Заслушав доклады и выступления представителей исполнительных органов государственной власти, надзорных органов, представителей бизнеса, научных и образовательных учреждений, общественных организаций, участники Круглого стола отмечают своевременность и актуальность совместного обсуждения проблем взаимодействия органов власти, бизнеса и местных сообществ в сфере устойчивого экологического развития.

Дискуссия подтвердила необходимость совершенствования мер государственного регулирования в сфере экологического контроля, надзора, загрязнений бытовыми отходами и системах их переработки.

Учитывая глобальные тенденции, участники круглого стола определяют следующие направления экологической проблематики в сфере экологического менеджмента, природопользования, сбора, вывоза, транспортировки и переработки твердых бытовых отходов:

1. Уровень очистки сточных вод, промышленной переработки твердых бытовых отходов в Ульяновской области, да и в других регионах России явно недостаточен. Необходимо развитие новых экозащитных технологий, обеспечивающие экологически безопасное природопользование.

2. Уровень подготовки питьевой воды для населения также недостаточен, осуществляется далеко не по всем сверхнормативным показателям качества. Решение этой проблем требует вложений средств, модернизации основных фондов водоканалов Ульяновской области.

3. В регионе угрожающие размеры приобрело загрязнение территорий обширных земельных участков, не оборудованным должным образом для целей принятия отходов производства и потребления.

4. Вывоз твердых бытовых отходов и их доставка к месту назначения перевозчиками контролируется в недостаточной мере, в результате чего на территории городов и в пригородах постоянно возникают несанкционированные свалки.

5. Отсутствуют экономические механизмы, которые бы стимулировали хозяйствующие субъекты к добросовестному соблюдению санитарных и природоохранных требований в регионе в сфере природопользования.

6. Повсеместно присутствует низкая культура и отсутствие у подавляющего большинства населения основ правовых знаний в области экологического менеджмента.

7. Сотрудничество между образовательными учреждениями, общественными объединениями и бизнес-структурами, работающими в области экологического образования и просвещения в Ульяновской области носит фрагментарный, эпизодический, а не системный характер.

В связи с вышеперечисленным, участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:

  • использовать для внедрения опыт предприятий г. Димитровграда по селективному сбору и переработки ПЭТ отходов и полиэтиленовой пленки;
  • использовать опыт ООО «Центр экологических технологий» в области внедрения в Ульяновске негорючих контейнеров раздельного сбора твердых бытовых отходов;
  • просить глав муниципальных образований (на территории которых находятся объекты размещения отходов), обязать руководителей предприятий, арендующих территорию под эти полигоны устанавливать производственные комплексы по сортировке, переработке накопленных и вновь поступающих отходов;
  • ответственность за контроль экологического благополучия, поступления платежей за природопользование возложить на отделы охраны окружающей среды муниципальных образований;
  • обеспечить межведомственное взаимодействие, направленное на экологическое просвещение населения области, оказание адресной помощи экологическим организациям, СО НКО, СНТ в реализации экологических проектов.


Назад